Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Петрозаводского городского округа "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 63 "Росинка""
Официальный сайт
  • 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск
    ул. Кутузова, 44-Б

    Тел/Факс (8142) 70-45-45

    E-mail: rosinka-dou@sampo.ru, rosinka-dou@yandex.ru
Контакты

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск
ул. Кутузова, 44-Б

Тел/Факс (8142) 70-45-45

E-mail: rosinka-dou@sampo.ru, rosinka-dou@yandex.ru


Связаться с разработчиком сайта
Поиск
Главная страница / Наши группы / Матрешка / Консультации для родителей

Консультации для родителей

   

                                           

Консультация для родителей на тему:

«Приобщение детей к народным традициям»

 

       В настоящее время растёт интерес к осмыслению укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощённых в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалов.

         Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

         Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

       Слово «традиция» ( от латинского traditio-передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

    Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

         Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.

     Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

         К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

         Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

    Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора – старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

      Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребёнка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

         Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

         Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

 

Пчёлушки,

Серые, малые,

Крылышки алые,

Носики вострые,

Самые пёстрые.

В поле идут,

Гудут, гудут,

С поля идут,

Медок несут.

     Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор мёда пчёлами.

 

     Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песни, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни  описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали  желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

 

 

Весна красна,

Тёплое летечко!

Люли-люли,

Тёплое летечко,

Весна красна,

Что же ты нам вынесла?

Люли-люли,

Что же ты нам вынесла?

Малым деточкам

По яичечку,

Люли-люли,

По яичечку,

Красным девушкам

По женишечку,

Люли-люли,

По женишечку.

 

 

         С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки  настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин. Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

     Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого – либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира. Отсюда вытекают две основные функции загадки: во – первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во – вторых, открывает поэтическую сторону в самых,  казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

    Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укоренённые в национальном  сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.

     Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.  Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями, Большая их часть возникла ещё во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавался значительный  объём знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями  отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купала.

       Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, водили хороводы, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали  общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

       Наиболее торжественным, ярким и пожалуй, самым древним из годовых праздников были Святки. Христианская церковь приурочила к ним три больших праздника : Рождество – начало Святок, Новый год и Крещение, завершающее их.

    7 января – Рождество Господа Иисуса Христа. Наши предки верили , что в праздник Рождества Христова, важнейший и радостнейший  церковный день, подобно тому как  и в другие важнейшие праздники, играет солнце. Вековая традиция превратила этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага, в праздник семьи. Вечер накануне Рождества называется сочельником. Большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Избу тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, А потом начиналось святочное веселье. В эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования. Коляда – это заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. Колядкой величали семью, желали ей богатства и благополучия, требовали награду за эти пожелания. Колядующии получали что – либо из съестного. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощения и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.. По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водили хороводы, звучали весёлые озорные песни, загадывались загадки.

       Принято было во время Святок гадать. В Новый год по первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких в этом году. Святочные традиции нашли отражение в произведениях русских писателей и поэтов.

       Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

 

 

 

 

«Профилактика коронавируса»

Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены в 2 подсемейства. Они могут заражать не только человека, но и животных – кошек, собак, птиц, свиней и крупный рогатый скот. Новый вид вируса 2019-ncoV был зафиксирован в декабре прошлого года в Китае в городе Ухань и адаптировался для передачи между людьми. Коронавирус опасен тем, что вызывает быстрое развитие пневмонии.

Коронавирус и вирус гриппа могут иметь сходные симптомы, но генетически они абсолютно разные.

Проявления респираторного синдрома при заражении вируса 2019-ncoV коронавируса могут варьировать от полного отсутствия симптомов (бессимптомное течение) до тяжелой пневмонии с дыхательной недостаточностью, что может привести к смерти. Больного, как правило, беспокоят высокая температура, кашель, одышка. При этом пневмония может развиваться не всегда. В некоторых случаях могут иметь место симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, включая диарею. Тяжелые проявления заболевания могут заключаться в остановке дыхания, что потребует подключения больного к аппарату искусственного дыхания и оказания помощи в отделении реанимации. На фоне тяжелого течения заболевания возможно присоединение вторичной инфекции грибковой и бактериальной.

Вирус особенно опасен для людей с ослабленной иммунной системой и пожилых, а также больных с сопутствующими заболеваниями, например, сахарным диабетом, хроническими заболеваниями легких и др.

Дети и молодые люди менее восприимчивы к заболеванию. Известны лишь единичные случаи заражения. Заражение у детей сопровождается поражением верхних дыхательных путей (ринофарингит) и нижних дыхательных путей (бронхит, пневмония).

Для точного подтверждения заболевания необходим осмотр врача. При подозрении на коронавирус, доктор назначит лабораторные и другие необходимые исследования (рентген грудной клетки, КТ лёгких, ЭКГ).

Как передаётся коронавирус?

Человек, заболевший коронавирусом и люди, контактирующие с ним, являются источниками инфекции. Вирус передаётся:

• воздушно-капельным путём

• воздушно-пылевым путём

• контактным

• через фекалии

Как защитить себя от заражения коронавирусом?

Главное, что нужно сделать родителям – провести беседу с детьми на тему опасности заражения и важности профилактики коронавируса.

К другим мерам профилактики коронавирусау детей врачи относят:

- комплексное укрепление иммунитета ребенка – полноценное питание, прием витаминов, физическая активность, закаливание;

- ограничение контактов с больными людьми;

- отказ от посещения лечебных учреждений без необходимости;

- временное ограничение посещения мест массового скопления людей;

- нельзя касаться рта, носа или глаз немытыми руками;

- нельзя целоваться и здороваться за руку;

- нельзя дотрагиваться до предметов без необходимости: брать посуду, касаться дверных ручек;

- соблюдение гигиены рук;

- использование дезинфицирующих и моющих бытовых средств для обработки поверхностей, использование спиртсодержащих салфеток;

- использование медицинской маски в местах скопления народа, которая должна меняться каждые 2 -3 часа и других подручных средств защиты;

- использование персональных предметов личной гигиены членами семьи;

- проветривание и увлажнение помещения;

- тщательная обработка продуктов, особенно животного происхождения.

Необходимо помнить, что первые симптомы после заражения могут появиться не сразу, а после 10-30 дней. Все зависит от иммунитета зараженного человека.

Эпидемия коронавируса в мире все еще набирает обороты. К такому выводу можно прийти, учитывая данные о количестве зараженных людей.

Поэтому важно соблюдать профилактические меры каждому человеку, чтобы избежать заражения.

Коронавирус сейчас главная и серьезная проблема для человечества.

О новом коронавирусе (2019-nCoV) известно мало. По данным, иммунитет у переболевших коронавирусом не стойкий, что может вызвать повторное заражение.

При соблюдении правил профилактики коронавируса риск заражения существенно снижается. Полностью исключить вероятность развития заболевания позволит только вакцинация. Над созданием эффективной вакцины работают специалисты из разных стран мира.

Дата изменения информации: 20.10.2020 15:05