Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Петрозаводского городского округа "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 63 "Росинка""
Официальный сайт
  • 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск
    ул. Кутузова, 44-Б

    Тел/Факс (8142) 70-45-45

    E-mail: rosinka-dou@sampo.ru, rosinka-dou@yandex.ru
Контакты

185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск
ул. Кутузова, 44-Б

Тел/Факс (8142) 70-45-45

E-mail: rosinka-dou@sampo.ru, rosinka-dou@yandex.ru


Связаться с разработчиком сайта
Поиск

Артикуляционная гимнастика

     Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению. Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей: улучшения подвижности органов артикуляции; увеличения объема и силы движений; выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

    Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют: усилению кровообращения; развитию гибкости органов речевого аппарата; укреплению мышц лица.

Когда проводить с детьми артикуляционную гимнастику.

     У каждого ребенка речь развивается индивидуально. Большинство детей  в три-четыре года не умеют произносить правильно все звуки родного языка, некоторые труднопроизносимые звуки, такие как «р», «л», «щ», «ч», «ж»,  дети могут заменять на другие, или эти звуки вообще отсутствуют в речи, малыш может переставлять звуки или слоги в словах, сокращать длинные слова. И это вполне нормально.  К пяти-шести годам такие нарушения должны исчезнуть, но если этого не произошло, то ребенка необходимо показать логопеду и выяснить причину нарушений речи. Занятия с логопедом помогут устранить эти нарушения.

   Родителям уже с самого раннего возраста необходимо позаботиться о развитии речевого аппарата ребенка и профилактике нарушений звукопроизношения. В этом вам поможет артикуляционная гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы:

 

     Упражнения для язычка — развивают подвижность языка, ребенка учат  делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам.

    Упражнения для губ — ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке.

    Упражнения для нижней челюсти - удерживать челюсть в определенном положении.

    Родителям надо иметь в виду, что занятия для языка надо начинать со статических упражнений (когда язык не выполняет движений, а занимает какое-то положение.) И только когда малыш освоит эти упражнения, можно переходить к динамическим упражнениям.

Упражнения для губ и щек:

Слоник— губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника.

Хрюшка-губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу.

Рыбка-хлопать друг о друга слегка вытянутыми губами.

Поцелуй— щеки втянуть и резко открыть рот, стремиться, чтобы звук был похож на звук поцелуя.

Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед.

Лошадка— вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали. Это упражнение поможет в постановке звука «р».

Хомячок –щеки сначала надуть - сытый хомячок, потом втянуть - голодный.

Шарик - щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками - лопнул шарик.

 Статические упражнения для языка:

Язычок спит в домике - рот открыт, язык свободно лежит  во рту.

Язычок загорает - широкий язык лежит на нижней губе.

Язычок потягивается - рот открыт, передний край и боковые края подняты вверх, не задевая зубы.

Язычок выглянул в окошко - рот открыт, узкий язык вытянуть вперед.

Сердитая кошка - рот открыт, кончиком  языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх.

Грибок - рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо.

Динамические упражнения для языка:

Тик-так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ.

Достань нос – рот открыт, язык  тянется к носу.

Чистим зубки – рот закрыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону.

Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую.

Лошадка - цокать языком, для этого сначала присосать язык к нёбу, затем резко оторвать его, получится характерный цокающий звук. Выполнять медленно.

Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к нёбу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от нёба.

Оближи варенье - кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево.

Накажем язычок  -  широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой шлепать по язычку - пя-пя-пя.

Упражнение для нижней челюсти:

Корова жует травку - совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюстью влево - вправо.

Экскаватор- медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом  также медленно поднимать с сопротивлением.

Акула охотится – челюсть опустить вниз –влево, вниз - вправо, вниз - закрыть рот.

Кто дольше - произносить протяжно гласные звуки:А-а-а-а-а, У-у-у-у-у, Е-е-е-е-е.

Потом несколько гласных звуков:А-а-а-а-у-у-у, А-а-а-а-е-е-е, А-а-а-а-и-и-и

И-и-и-а-а-а.

Как правильно делать артикуляционную гимнастику.

 

     Артикуляционную гимнастику рекомендуется делать каждый день, только  тогда навык будет закрепляться. Не перенапрягайте ребенка, достаточно 2-3 упражнений в день, по 5-7 раз необходимо повторить каждое упражнение.  Лучше всего проводить их в эмоционально-игровой форме, непринужденно. Вряд ли ребенок будет с желанием выполнять эти упражнения, если вы предложите ему позаниматься, а вот если пригласите поиграть или придумать сказку-тогда малыш  примет приглашение с удовольствием.  Проявите творчество, придумывайте сказки, которые будут интересны вашему ребенку, например: «язычок проснулся, потянулся, выглянул в окошко, посмотрел в разные стороны, увидел солнышко, обрадовался, пошел гулять ». Имитируйте движения животных, птиц.Выполняя упражнения,  ребенок должен видеть свое лицо, поэтому  занимайтесь перед зеркалом.

 1. «Рыбка шевелит губами» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

2.  «Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

3. «Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.            

(удерживать до 10).

4. «Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

5. «Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

6. «Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

7. «Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

8. «Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

9. «Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

10. «Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

11. «Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

12. «Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

13. «Непослушный язычок»

(расслабление мышц я зыка)

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя» (10 раз).

14. «Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

15. «Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

16.«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

17. «Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

18. «Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

19. «Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

20. «Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

21. «Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

22. «Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

23. «Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

24.«Кто дальше загонит мяч»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

25. «Паровозик свистит»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Пузырек засвистит.

26.«Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

27. «Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

28. «Парашютик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку,
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

29. «Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

30. «Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

31.  «Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.

32.  «Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

Дата изменения информации: 02.03.2018 13:32